«О действиях Профсоюза по защите социально – трудовых прав работников ДШИ в условиях текущей социально – экономической ситуации»
  Из выступления Председателя Общероссийского профсоюза работников культуры С. Н. Цыгановой на Всероссийском Круглом столе «Развитие системы детских школ искусств: правовое регулирование, новые вызовы, эффективные практики».   (11 ноября 2021г., Санкт – Петербург):  
  Уважаемые участники  Всероссийского Круглого стола  «Развитие системы детских школ искусств: правовое регулирование, новые вызовы, эффективные практики». Позвольте поблагодарить организаторов Круглого стола за возможность участия в обсуждении очень важной темы. Вопрос, который сегодня обсуждается, не только чрезвычайно актуальный, но и острейший с точки зрения социальной защиты тех, кто занят в образовательной системе культуры. В последний раз мы встречались в 2019 году в рамках очередной Всероссийской конференции.   Коротко о том, что сделано за прошедший период в части защиты социально – трудовых прав работников ДШИ.  
Взаимодействие Профсоюза с Минкультуры России,  Комитетом по культуре ГД ФС КРФ и Комиссией Госсовета РФ по направлению «Культура» по вопросу сохранения и дальнейшего развития отечественной системы художественного образования позволило:  
1. исключить внедрение сертификатов ПФДО в систему дополнительного образования детей в сфере культуры в условиях реализации национального проекта «Культура»;                  
2. принять закон по совершенствованию федерального законодательства в части определения и закрепления особого статуса ДШИ среди учреждений дополнительного образования с учетом специфики системы художественного образования, поправки в закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» в части регулирования деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы дополнительного предпрофессионального, среднего профессионального, высшего образования в области искусств. Школам искусств больше не придется конкурировать за бюджетные средства с муниципальными образовательными и спортивными учреждениями.   Закон поднимет их с муниципального уровня на региональный.  Не муниципалитеты, а региональные министерства культуры будут отвечать за финансирование, оснащение и кадровый состав таких школ. Профсоюз считает, что это будет способствовать сохранению традиционного для нашей страны качественного классического образования в области искусств.  
Учитывая обращение Профсоюза о нарастающем дефиците педагогических  кадров в учреждениях дополнительного образования в ДШИ важным решением Комиссии Госсовета РФ по направлению «Культура»  стало поручение секретариату — подготовить и направить  в Правительство Российской Федерации обращение «О внесении дополнений в проект федеральной государственной программы поддержки педагогов в сельских населенных пунктах и малых городах «Земский учитель» в  части включения в перечень возможных получателей единовременной выплаты преподавателям учреждений дополнительного художественного образования».  
Общероссийский профсоюз работников культуры участвовал в подготовке     Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 г. № 38: -для детских школ искусств (образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел») целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей становится не обязательной.  
Сведения о количестве детей, занимающихся по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам в области искусств, реализуемым детскими школами искусств, направляются Министерством культуры Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии с соглашением между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.   По инициативе Профсоюзов непроизводственной сферы (культура и  образование) предложено привести заработные платы учителей к единому знаменателю. По мнению самих педагогов, их зарплата должна быть в два раза больше минимального размера оплаты труда или не меньше двух прожиточных минимумов в регионе.   К 2022 году в Минпросвещения  России обещают назначить минимальную зарплату учителя  и  новые нормативы оплаты труда учителей.  
В начале года Профсоюз напомнил Правительству России  о необходимости модернизации системы оплаты труда учителей. Напомню, что разработка изменения системы оплаты труда педагогов началась в 2020 году. В декабре после ежегодной пресс-конференции Президента Владимира Путина премьер Михаил Мишустин отдал распоряжение профильным  министерствам — подготовить предложения по совершенствованию этого механизма. Планируется укрепление размера обязательной базовой части зарплаты таким образом, чтобы стабильный рост основного дохода был гарантирован каждому, а не зависел во многом от решений органов власти и руководителей на местах. При этом, особое внимание будет уделено недопустимости определения ставки (оклада), не превышающей МРОТ. Правительство РФ будет предоставлять регионам свои расчеты: -порядок определения размеров ставки зарплаты «на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп», а также два перечня — компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера с размерами и условиями их назначения. Регионы на основе этих вводных будут формировать размер зарплат учителей. Также субъектам РФ будет дано право самостоятельно назначать дополнительные выплаты, а образовательные учреждения смогут назначать надбавки сотрудникам за счет получаемых доходов (если такие есть). При этом в проекте постановления особо подчеркивается, что должностные оклады и выплаты в рамках эксперимента не могут стать ниже окладов и выплат, которые учителя имели ранее, если объем их работы и основания для выплат не изменятся.
Апробация реформы системы оплаты труда учителей пройдет в Белгородской, Кировской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и в Мордовии.   Эти регионы указаны в проекте постановления правительства РФ, размещенном на regulation.gov.ru. Министерством культуры Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации  подготовлены  и направлены в Комитет по культуре Государственной Думы Федерального собрания также важные для ДШИ  предложения по исключению из федерального законодательства нормативного требования о необходимости обеспечения учреждений дополнительного образования в сфере культуры пунктами питания и медицинскими кабинетами.  
         Не секрет, что здания многих школ искусств часто находятся в плачевном состоянии…  Любая школа нуждается в регулярных ремонтных работах. Действительно, подчас такие работы не проводились десятилетиями. Министерством  культуры РФ в рамках национального проекта «Культура» успешно реализуются  мероприятия по строительству и реконструкции зданий ДШИ с целью увеличения контингента учащихся. А это условия труда наших преподавателей. Профсоюз благодарит Минкультуры России – социального партнера за успешную реализацию программы модернизации ДШИ. В ближайшие три года в рамках нацпроекта будет модернизировано более 400 зданий. Это серьезный сдвиг в решении этой проблемы. К концу этого года будет модернизирована 151 школа в 36 регионах. Эти меры позволят улучшить инфраструктуру и содержание обучения. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложено рассмотреть возможность разработки и закрепления в программах, реализуемых на основе национального проекта «Жилье и городская среда», механизмов по стимулированию строительства  детских школ искусств, в том числе с использованием государственно-частного партнерства, при комплексной застройке территорий.  
Плюсы и минусы дистанционного обучения в музыкальной школе:

В настоящее время актуальным становится дистанционное обучение, которое включает в себя  видеокурсы,  электронные учебники, заочную форму обучения, а также онлайн-занятия с выходом через социальные сети.     Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Онлайн-обучение — это обучение в режиме «здесь и сейчас», когда знания и навыки можно получить  при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Такой формат является логическим продолжением в сфере традиционного обучения с применением интернета и цифровых технологий. Но как это сказывается на процессе и результатах обучения в музыкальной школе?   Профсоюз предложил профильному Департаменту Минкультуры России изучить этот вопрос и дать рекомендации.           Информация о планируемых Профсоюзом инициативах и мероприятиях:   1. Участие в разработке согласованных предложений по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников государственных и муниципальных организаций.   2. Проведение консультаций с Министерством культуры Российской Федерации и повторная инициация распространения досрочного пенсионного обеспечения на педагогических работников ДШИ (инициация внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28.12.2018 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и подзаконные акты).
Профсоюз направил Обращение по данному вопросу в адрес Правительства РФ. В связи с этим по поручению Президиума Общероссийского Профсоюза работников культуры предлагаю принять Резолюцию по данному вопросу и  поддержать инициативу Профсоюза.    (Напоминаю, что в последний раз в январе 2017 года Профсоюз обращался в Министерство культуры РФ с инициативой восстановления права на досрочное назначение страховой пенсии для педагогических работников учреждений дополнительного образования для детей). Министерство культуры РФ дало ответ, в котором инициатива поддерживается. Профсоюз не теряет надежды на восстановление утраченного права на досрочное назначение страховой пенсии для преподавателей ДШИ.  
3. Создание межведомственной Рабочей группы по подготовке рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации по составлению штатного расписания ДШИ. В связи с принятием Федерального закона от 24.03.2921 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Профсоюз обратился в мае 2021 года в Министерство культуры Российской Федерации с инициативой принятия примерного штатного расписания ДШИ и правового регулирования штатного расписания. Минкультуры РФ в ответе сообщило, что инициатива Профсоюза о правовом регулировании разработки примерного штатного расписания ДШИ поддержана. В этих целях планируется создание Межведомственной рабочей группы по подготовке рекомендаций Министерства по составлению примерного штатного расписания ДШИ.  
4. Участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая ДШИ» и «Лучший преподаватель ДШИ». С 2016 года Президиумом ЦК РПРК принимается решение о поощрении Дипломами и денежными премиями первичных профсоюзных организаций ДШИ – победителей Общероссийского конкурса «Лучшая Детская школа искусств» за достижение высоких результатов в обучении детей и сохранении профсоюзного членства, а также преподавателей-членов профсоюза, лауреатов Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель ДШИ». Решением Президиума Профсоюза (Постановление от 2 июня 2021 № 3-9.4) утвержден перечень руководителей региональных организаций, рекомендованных для включения в состав окружных комиссий (в федеральных округах) по подведению итогов Всероссийских конкурсов «Лучшая ДШИ» и «Лучший преподаватель ДШИ» 2021 года.  
Спасибо за внимание. Всем успехов и здоровья в сложных условиях пандемии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
«О действиях Профсоюза по защите социально – трудовых прав работников ДШИ в условиях текущей социально – экономической ситуации»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *